Сегодня действуют сразу две системы — Росприроднадзор и Роспотребнадзор, которые обходятся компаниям ежегодно в 6 миллиардов рублей. Согласно деятельности Федерального агентства по надзору в области природопользования (при Минприроды), выдающего предприятиям документы и лицензии на право обращения с отходами, существует классы от 1 до 5:
- I — чрезвычайно опасные вещества (сюда входят ртутные соединения и плутоний);
- V — неопасные (обычно, бытовые).
Защитники окружающей среды и представители предприятий давно перешли на новый принцип контроля. Каждой организации, работающей в рамках экологического законодательства, известны категории НВОС.
Росприроднадзор распределяет опасные объекты по классам влияния на ресурсы окружающей среды и здоровье населения за счёт токсического воздействия: от очень вредных объектов (медицинские отходы, трансформаторы, ртутные градусники и ртутьсодержащие лампочки) до малоопасных (строительные отходы, мелких сооружений или изделия, коммунальные отходы).
Существование сразу 2-х категорий уже давно признается избыточным, считает Любовь Меланевская, руководитель «РусПЕК» (включает в себя такие заводы, как Coca Cola, Pepsi, Danone и др.). Руководители получают паспорта и осуществляют лицензирование операций посредством Росприроднадзора. При отсутствии итогового заключения от лаборатории Роспотребнадзора, в соответствии с конституцией Российской Федерации, возможен штраф в размере до двухсот пятидесяти тысяч или временная остановка работы завода на срок до девяти месяцев.
Планируется создать общую классификацию — это пять классов, предусмотренных методологией Росприроднадзора. Ведомство собирается добавить в имеющийся федеральный каталог, который находится под контролем Росприроднадзора, отдельные коды на 70 химикатов и веществ, признанных ведомством ядовитыми для людей. Уже подготовлен проект методики определения веществ.
В рамках слияния обоих принципов в один, предусматривается, что Роспотребнадзор получит разрешение на осуществление изменений в ФККО. Однако эти поправки не повлекут за собой потребности в корректировке существующих сертификатов, отмечает Минприроды в справке о гармонизации законодательства в сфере охраны природы и законов (санэпидемиологического благополучия населения с целью формирования унифицированных подходов к методике распределения). Это означает, что фирмам, уже имеющим дело с мусором различного риска, не понадобится оформлять новые разрешительные документы. Снижение экологических стандартов, к сожалению, очень часто сопровождает регулятивную унификацию в области условных экологических барьеров для предпринимательства.
В то же время будут ликвидированы чрезмерные административно-хозяйственные препятствия, сопряженные с затратами юрлиц на порядок причисления отходов к конкретному классу опасности в зависимости от силы воздействия на место обитания и здоровье населения, — отмечается в материалах министерства.
Почему в странах активно вводится единая система распределения?
В основе современной классификации лежат различные критерии и показатели. Прежде всего, мусор классифицируется по источнику образования и степени опасности для человека и природы. Дополнительно он систематизируется для улучшения процессов переработки мусора и поддержания хороших санитарно-гигиенических условий. Для уменьшения негативного воздействия необходим грамотный подход к решению вопроса.
Что изменится при введении общей системы?
Безусловно, внедрение унифицированного механизма будет способствовать увеличению открытости рынка и устранению нагрузки на бизнес. «Существующие две параллельные системы заставляют компании ходить кругами» — сообщает Дмитрий Востриков, генеральный директор «Руспродсоюз».
Зам.председателя Комитета по экологии Роспотребнадзора Юрий Максименко: «Для того, чтобы получить заключение от организации по степени опасности, требуется пройти необходимые испытания в лабораторных условиях по разновидностям отходов, которые организация осуществляет или собирается это делать только в ближайшие 5 лет». Данные лаборатории, подтвержденные Роспотребнадзором, взимают плату за анализ. В итоге, представители предпринимательства платят за такую отчетность свыше 5 млрд в 12 месяцев.
По мнению Любови Меланевской, следует прекратить разделение по санитарным данным (показателям), что предлагает Роспотребнадзор. По ее словам, принцип унификации следует усовершенствовать: сертификаты распределения должны выдаваться не для одного вида, а для группы, как это утверждено в мировой практике. Но Максименко уверена, что Роспотребнадзор категорически не позволит исключать санитарные критерии, иначе сотрудники ведомств лишатся дохода.