Татарстанские законотворцы предлагают внести в перечень ТБО две дополнительные категории и разработать законопроект по обращению с хозяйственно-бытовыми стоками.
Депутаты из Татарстана выступили с законотворческой инициативой, которая приравнивает растительные остатки, листовой опад, ветки и обрезки древесины к ТБО. Также законодатели предложили выделить стройотходы в отдельный вид коммунального мусора.
Поправки к федзакону «Об отходах производства и потребления» вынесены на рассмотрение президиума парламента, Госсовет республики даст им правовую оценку 18 ноября. Если законопроект пройдет слушания, его направят в Госдуму.
Парламентарии также официально обратились к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой разработать регламенты по сбору и обезвреживанию ЖКО в частных домохозяйствах.
Законопроект предотвратит слив ЖБО в водоемы
Согласно статистике, централизованный отвод канализации есть лишь в 65% жилфонда России. В сельской местности централизованное водоотведение используется мало: к канализации подключено немногим больше 18% жилья, указано в обращении к спикеру Госдумы Вячеславу Володину.
На территории сельских поселений получили распространение локальные очистные сооружения, септики-отстойники, выгребные ямы и т.д. Их откачкой и вывозом содержимого занимаются ассенизаторские машины. Централизованная система удаления сточных вод не предусмотрена, а порядок накопления и обезвреживания канализационных стоков в частных домохозяйствах регламентирован слабо.
Законотворцы указывают на пробелы в понятийном аппарате нормативно-правовой базы. Они отмечают, что термин «жидкие коммунальные отходы» не имеет четкой формулировки. Отсутствует методика подсчета объема производства и накопления сточных вод, не нормированы способы определения их состава.
Слабая проработанность нормативной базы и способов контроля за хозяйственно-бытовыми стоками ведет к их недобросовестной утилизации. Часто нечистоты сбрасываются в дренажные канавы или в ближайший водоем, что негативно отражается на экологической обстановке, наносит вред биоразнообразию, а при попадании загрязнителей в водоносные слои отрицательно сказывается на здоровье человека.
Фарид Мухаметшин, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, прокомментировал необходимость внесения правок на совещании, проведенном 10 ноября совместно с двумя комитетами – по экологии и по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Фарид Мухаметшин отметил, что от населения поступает много жалоб на цветение водоемов, вызванное сбросом ЖБО. Эта проблема большинства регионов России, поэтому решать вопрос с канализационными стоками стоит на федеральном уровне.
Глава Госсовета заявил, что разработанные законодательные предложения призваны унифицировать механизм обращения с ЖКО в стране и не повлекут за собой изменения тарифной сетки или увеличения финансовой нагрузки на население.
Строительный мусор как основной элемент свалок
По словам Госсовета Татарстана, проблема законодательного регулирования хозяйственно-бытовых сточных вод еще будет обсуждаться. А поправки в ФЗ уже находятся на стадии согласования.
В нормативно-правовую базу предлагается включить понятие «отходы строительства и ремонта». Это мусор со стройплощадок после завершения стройки, реконструкции, капремонта или сноса зданий, промышленных, гражданских и инфраструктурных объектов, транспортной или инженерных сетей.
Глава Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин рассказал, что 80% нелегальных свалок – это навалы строймусора. Существующие законы не регламентируют нормы и правила его утилизации. В проекте предлагается делегировать регионам право разрабатывать и принимать собственные стандарты с учетом законодательства Российской Федерации.
«Зеленый» мусор, контейнерные площадки и расширение полномочий регоператоров
В поправках предлагается расширить перечень видов ТБО и дополнить его растительными остатками от внутридворовых зеленых насаждений: листовым опадом, спиленными ветвями, кусками древесины. Александр Тыгин считает, что выделение органических остатков в новую категорию ТКО не должен отразиться на населении. Нет необходимости принуждать жителей заключать дополнительные соглашения о вывозе растительных остатков. Их сбором и утилизацией должен заниматься региональный оператор, обслуживающий мусорные баки.
В нынешней редакции федерального закона не прописано, кто является собственником отходов. Организация работы контейнерных площадок – это обязанность местных администраций. В ответственность регоператора входит лишь уборка того, что выпало при опустошении контейнеров. В новой редакции предлагается указать, что ТБО принадлежит региональным операторам на правах собственности, и возложить на них ответственность за содержание мусорных площадок.
Законотворческие инициативы прокомментировала Светлана Разворотнева, заместитель председателя Комитета по строительству и ЖКХ. Она согласилась, что в сельских поселениях вопрос с вывозом мусора со строек и от зеленых насаждений стоит остро. К ней поступали жалобы граждан из разных регионов по этой проблеме. Для ее решения необходимо определить, кто будет нести финансовую нагрузку. Введение новых типов отходов и расширение перечня для существующих приведет к увеличению нормативов по вывозу и переработке ТБО. Регоператоры будут вынуждены повысить тарифы.
Светлана Разворотнева назвала вопрос повышения цен на коммунальную услугу неоднозначным для сельского населения. Она поддерживает важность ведения учета ТКО, но считает необходимым возложить ответственность за обслуживание мусорных баков на власти регионов, а не на местные администрации, как это реализовано сегодня.
Зампред положительно отзывается о предложении передать управление контейнерными площадками в введение регоператоров. Дума готова всесторонне рассматривать подобные региональные эко-инициативы, часть из них, возможно, будут поддержаны, заключила Разворотнева.