Региональные компании, отвечающие за обработку и вывоз коммунального мусора, столкнулись с регулярными неплатежами. Дополнительные препятствия связаны с принудительной корректировкой тарифов и нормативов уже в подписанных контрактах.
Эффективности мусорной реформы угрожает финансовая нестабильность компаний, ответственных за переработку коммунальных отходов в регионах. К такому заключению пришли эксперты Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ).
Более двухсот двадцати региональных операторов из разных субъектов России назвали две самые наболевшие проблемы. Во-первых, высокая задолженность по оплате или несвоевременные платежи за вывоз мусора. Во-вторых, изменение ставок и условий работы уже после подписания договоров на оказание услуг.
За первую половину 2019 года ежемесячная задолженность по счетам составляет около 40%. В отдельных регионах квитанции оплачивают на 90%, но в некоторых этот показатель не достигает и 20%. Дополнительная трудность заключается в получении кредитов, чтобы закрыть возникающий кассовый разрыв. Банки не кредитуют или готовы дать ссуды под 20% годовых.
Министерство Природы подтверждает, что такая проблема существует. Однако, чиновники считают ситуацию временной и имеющей положительную динамику. К июлю оплата коммунальных платежей за вывоз мусора достигла 60%.
Корректировка тарифов часто происходит уже после даты подписания годовых контрактов на услуги. Только за первую половину 2019 года в 5 региональных округах тарифный рост составил от 0,52% на Алтае до почти 39% в Перми. Снижение ставок произошло в 31 российском субъекте. Минимальное сокращение было в Нижнем Новгороде и области (0,01%), максимальное в Крыму (32,2%). А в Курске уже дважды поменяли тариф на вторую половину этого года.
Исследование показало, что из 85 подписанных в первом квартале соглашений в 35 были изменены основные условия и схемы обращения с отходами. В результате таких изменений расходы операторов увеличиваются. По словам Дмитрия Зубко, директора «Экоцентра» из Архангельска, корректировка схемы привела к двойному увеличению количества вывозимых отходов, но, к сожалению, без роста доходов.
Среди других актуальных проблем компании назвали сложности закупки оборудования и большой процент унитарных предприятий или фирм с государственным участием среди игроков «мусорного» рынка.
Напомним, что согласно начавшейся в 2019 году реформе, каждый субъект РФ должен разработать и внедрить схему обращения с отходами. В ней должно быть указано как происходит сбор, вывоз и утилизация мусора. Схема также должна включать условия тендерного отбора компаний-операторов, которые будут ответственны за её реализацию.