В антимонопольной службе уверены, что изменения уменьшат нагрузку для граждан и предпринимателей уже в скором времени. По заявлению замруководителя ведомства, правительственное постановление позволит обеспечить прозрачность и предсказуемость регулирования.
На интернет-портале ФАС размещено постановление, в котором уточняются особенности расчёта единого тарифа для мусорных операторов регионов. Документ утверждён ремьер-министром. Пересмотру подвергся ряд пунктов из ранее введённого постановления, касающегося ценообразования при обращении с твёрдыми отходами.
Ключевые перемены произошли с принципом расчёта затрат на износ нематериальных активов и основных средств. Правительство постановило, что стоит учесть срок полезной эксплуатации, который раньше не влиял на конечный результат. Что касается объектов, возведённых за счёт бюджетного финансирования, то для них не предусмотрен учёт амортизации для целей тарифного регулирования. Помимо прочего нововведения коснулись расчётного норматива для предпринимательского дохода. В правительстве решили, что не нужно принимать во внимание налог на прибыль и оплату за отрицательное влияние на окружающую среду.
Виталий Королёв, занимающий должность заместителя директора ФАС России, заявил: «Благодаря постановлению, качество регулирования станет максимально прозрачным и понятным для потребителя. Ведомство предполагает, что изменения дадут возможность добиться уменьшения нагрузки на физические и юридические лица уже в ближайшем будущем».
Представители «Российского экологического оператора», ответственного за внедрение мусорной реформы, начатой в 2019 году, отметили, что «не полностью согласны» с новшествами, коснувшимися расчёта прибыли отечественных бизнесменов, принимаемой при определении тарифа. Это обусловлено тем, что в реальности, произошедшие перемены уменьшат рентабельность организаций, деятельность которых связана с переработкой и утилизацией отходов, на 4-5%. Как следствие, уменьшится объём денежных инвестиций, которые можно направить на развитие отрасли.
Оператор также сделал акцент на том, что в обновлённом документе не учитываются траты, возникающие у региональных компаний. К ним относятся формирование и обслуживание биллинговых систем, расходы, образующиеся при содержании контейнерного парка и другие нужды. По мнению главного поставщика услуг, эти коррективы для расчёта не устраняют проблем, присутствующих в регулировании. В частности, речь идёт о вычете из расходов сумм, полученных в результате реализации вторичных материальных ресурсов (ВМР). Иными словами, чем ниже эффективность работы и выбираемое количество ВМР, тем больше применяемая ставка.
Напомним, что в 2019 году в РФ стартовала мусорная реформа. В ходе её проведения происходит создание областных представительств, которые будут осуществлять регулирование и контроль работ с отходами. Выбор операторов производится на конкурсной основе. Реформа определяет допустимую величину накопления ТКО, и регламентирует цену вывоза мусора. Эти параметры прописываются отдельной строчкой в квитанции за коммунальные услуги.