По решению Правительства государственная компания «Российский экологический оператор» (РЭО) получит расширенный круг полномочий в сфере финансирования инвестиционных проектов, связанных с сортировкой, переработкой и утилизацией отходов. Компания получит возможность использовать такие финансовые инструменты как операции с ценными бумагами, например, покупка облигаций или выдача акционерных займов.
Вопросы экологии и защиты окружающей среды находятся в ведении заместителя председателя правительства Виктории Абрамченко. Вице-премьер дала поручение Министерству финансов и Министерству природных ресурсов разработать программу государственной поддержки для перспективных проектов в области обращения с отходами. Сюда могут войти следующие финансовые инструменты: акционерные займы, выкуп облигаций, покрытие части издержек, а также субсидирование определенных субъектов РФ.
Ведомства должны подключить к обсуждению представителей РЭО. Совещание прошло 8 сентября, а уже у 28 сентября зампред поручила подготовить список возможных мер к рассмотрению.
В пресс-службе вице-премьера подтвердили активное обсуждение новых предложений по поддержке участников мусорной отрасли. Профильные ведомства заинтересованы в предоставлении РЭО возможности финансировать деятельность, направленную на создание и улучшение инфраструктуры обращения с бытовыми отходами и вторсырьем. Основная задача, которую ставит перед собой вице-премьер, формирование эффективной системы по раздельному сбору, переработке и утилизации мусора.
Предлагаемые меры государственной поддержки
В самом начале мусорной реформы, стартовавшей в январе 2019 года, президент подписал указ о формировании «Российского экологического оператора». В списке задач, которые ставились перед новой государственной компанией, была заявлена поддержка новых перспективных бизнес-планов по строительству или созданию инфраструктуры по обращению с твердыми бытовыми отходами. За это время не было профинансировано ни одного подобного проекта ни в одном из российских регионов.
Летом 2020 года Дмитрий Кобылкин, глава Минприроды, заявил, что ведомство сознательно сдерживало попытки РЭО оказать подобную поддержку. Одной из причин таких действий называлось отсутствие единой схемы обращения с отходами, утвержденной на федеральном уровне. По словам министра, подобная схема находится в стадии разработки, завершение которой запланировано на конец этого года.
Дмитрий Кобылкин добавил, что немаловажным фактором является сложная эпидемиологическая обстановка. Так, решения по софинансированию какого-либо проекта в феврале до распространения коронавируса могли привести к непредсказуемым результатам. В период пандемии произошло перераспределение мест формирования и накопления отходов. В одном регионе перерабатывающему комплексу не хватило бы сырья, а в другом субъекте, наоборот, образовался переизбыток мусора.
Изначально РЭО, согласно правилам выделения федеральных субсидий, мог оказывать только ограниченный выбор мер поддержки, а именно:
- участвовать в уставном капитале организаций по сортировке, переработке или утилизации мусора;
- выступать поручителем по кредитным обязательствам потенциальных инвесторов.
Виктория Абрамченко предлагает внести изменения и существенно расширить этот перечень.
Как только изменения будут внесены и приняты соответствующие постановления правительства, Российский экологический оператор получит следующие расширенные полномочия:
- покупка облигаций с пониженной процентной ставкой, составляющей до 50% от ставки Центрального банка;
- выдача займов;
- компенсация расходов, связанных со строительными работами и реконструкцией зданий и объектов,
- лизингом или арендой технологического оборудования;
- частичная компенсация процентов по кредитам, выданных инвестору с целью формирования инфраструктуры;
- субсидирование проектов по возведению перерабатывающих комплексов в регионах, территории которых труднодоступны и малонаселены.
Зампред отдала распоряжение Минприроды и Минфину разработать перечень предложений по стимулированию формирования комплексов по сортировке и утилизации мусора. В перечень должны войти меры в сфере налоговых преференций, а также других стимулирующих мероприятий. Срок исполнения поручения — 5 октября 2020 года.
Реакция бизнеса на действия Правительства
Согласно статистике, которую собрал РЭО за время своей работы, более половины обращений от компаний-инвесторов включают просьбу о компенсации расходов на капитальное строительство и реконструкцию существующих объектов. К такому выводу эксперты экологического оператора пришли после тщательного анализа 300 запросов от различных инвестиционных компаний из 73 российских регионов.
На момент запуска мусорной реформы планировалось потратить до 2024 года на обеспечение инвестиций во внедрение и формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами порядка 80 миллиардов рублей. На текущий момент на эту статью расходов из бюджета выделено только 50 миллиардов, из которых только 30 млрд запланировано на период с 2021 по 2023 гг.
Один из владельцев и управляющих «РТ-Инвест» Андрей Шипелов говорил журналистам в начале этого года, что РЭО в состоянии аккумулировать до 200 миллиардов рублей в случае проведения разумной и слаженной работы. По его мнению, РЭО, как обособленный самостоятельный институт, в состоянии привлечь кредитные средства под собственный капитал.
Господин Шипелов заявил, что большую половину работ «РТ-Инвест» невозможно реализовать без активного привлечения Российского экологического оператора. Напомним, что «РТ-Инвест» входит в госкорпорацию Ростех. Компания специализируется на раздельном сборе и вывозе мусора, возводит современные мусоросжигательные заводы. В середине лета РЭО заявил о планирующейся инвестиции в размере 2,5 млрд руб. в три подмосковных сортировочных комплекса, которые строит «РТ-Инвест». Это единственный пример финансирования средств, но на сегодня сделка все еще считается незавершенной.
В пресс-службе «РТ-Инвест» прокомментировали, что компания надеется на сотрудничество с РЭО. Дополнительные возможности помогут игрокам мусорного рынка привлечь дополнительное финансирование. Частный бизнес должен поддержать идею разделения финансовых и организационных рисков между региональными и федеральным операторами. Такая модель имеет все шансы быть принятой бизнес-сообществом.
Глава «Экотехнологии» Константин Рзаев не первый год занимается сортировкой и переработкой мусора. По его мнению, вносимые на рассмотрение поправки прошли обсуждение и согласование с профильными экспертами, поэтому представляют собой рабочие инструменты, которые могут эффективно поддержать отрасль. Рзаева больше беспокоит вопрос сроков фактической реализации нововведений. Например, еще весной из федеральной казны было выделено 9 миллиардов рублей на компенсацию кассовых разрывов в деятельности региональных операторов, которые возникли из-за высокого процента неплатежей за оказанные услуги как со стороны юридических лиц, так и со стороны населения. На сегодняшний день операторы получили только 2,043 млрд из обещанных 9 млрд руб. В Минприроды прокомментировали, что оставшаяся сумма будет выплачена до 1 ноября.
Противоположного мнения придерживается Полина Вергун, возглавляющая совет директоров ГК «Чистый город», в которую входят мусорные операторы по обслуживанию Ростова, Астрахани, Калмыкии, Адыгеи и Краснодарского края. Госпожа Вергун уверена, что для ускорения строительства новых перерабатывающих и мусоросжигательных производств требуется компенсация более четверти капитальных расходов. Однако, основным сдерживающим фактором является тарифное регулирование. Местные компании не могут увеличить тарифы на свои услуги больше установленного предельного индекса, равного 4% от стоимости жилищно-коммунальных услуг. Такие ограничения не позволяют окупить вложенные средства. Ощутимую помощь участникам рынка могут принести долгосрочные займы и поручительство в кредитных организациях.
где взять столько тко как по нормативу если уменя магазин тем более в зимний период кроме кассовых чеков это переходит в разряд нового налога