В России раздельный сбор мусора еще не принят всеми безусловно. Баки, по-прежнему, стоят общие, нет даже выделенных контейнеров под пищевые отходы. И здесь будет полезен опыт некоторых зарубежных стран, где обыватели и юридические лица, соблюдающие положения закона могут рассчитывать на:
- преференции при оплате налогов;
- субсидии от государства;
- скидки на оплату услуг ЖКХ.
Важно подчеркнуть, что в странах Европы значительное внимание уделяется соответствующей пропаганде. Надпись на товаре «Экологически чистый» – не просто громкие слова, а значимая информация для покупателей. Люди научились ценить исчезающие ресурсы и привыкают пользоваться вещами, выработанными из вторичного сырья.
Частные лица от раздельного сбора мусора получают больше моральное удовлетворение. Но всем и каждому объясняется, что только совместными усилиями можно сохранить природу для потомков. Для переработки ТБО строятся заводы, создаются рабочие места. Повторное использование пластика, бумаги позволяет экономить на использовании невосполняемых (нефть, газ) или трудновосполняемых (дерево) ресурсов.
Еще одно немаловажное преимущество на уровне государств — сокращаются площади, отводимые под свалки, захоронения. Улучшается облик городов, сельских поселений. Сокращается вероятность попадания загрязняющих веществ, тяжелых металлов в экосистемы регионов.
Так, в Швейцарии на текущий момент времени нет ни одного полигона. Ничто не мешает наслаждаться красотами Альп. Из ТБО получают топливо для автомобилей, биогазы, удобрения для сельхозпроизводителей.
Недостатки раздельного сбора мусора
Основная проблема — заводам требуется большой временной интервал, чтобы окупить вложения. Малый и средний бизнес без помощи и субсидий со стороны государства не сможет построить цеха, закупить оборудование, обеспечить доставку мусора. К тому же возникают сложности с подбором персонала. Много платить за отделение бумаги от стекла никто не будет, а работать за МРОТ желающих мало.
Еще одна проблема — мусороперерабатывающие предприятия есть не во всех городах. Если же делать один завод на регион, повысятся затраты на транспортировку, что сделает нерентабельной всю процедуру. И в итоге окажется, что граждане будут добросовестно собирать мусор в разные баки, а все в итоге останется на старых полигонах.
Главная преграда на пути реализации реформы в полной мере — нежелание населения и предпринимателей тратить время на раздельный сбор. Никому не нравится держать дома не одно мусорное ведро, а два и более. Большая часть обывателей считает, что ТБО все равно отвезут на ту же свалку, что реформа прекратится, не начавшись.