Зампред Николай Журавлев выступил с предложением внести изменения в действующие законы об обращении с отходами и государственной корпорации «Ростех». Только 5% всего накапливаемого объёма мусора в России не относятся к отходам производства. Предлагаемые поправки позволят «Ростеху» рекомендовать Правительству компанию, которая на федеральном уровне будет обеспечивать сбор, вывоз и утилизацию этих отходов. Кроме того, «Ростех» будет предлагать тарифную сетку для оплаты услуг этого оператора.
Причиной инициативы послужили неоднократные обращения генерального директора «Ростеха» Сергей Чемезова к правительству с просьбой передать государственной корпорации полномочия федерального оператора, ответственного за вывоз и переработку отходом производства.
Сенаторы предлагают сделать «Ростех» монополистом
При разработке текста нового законопроекта было проведено серьезное исследование промышленных компаний и действующих игроков мусорного рынка. По словам инициаторов поправок, общая предлагаемая идея находит поддержку среди участников отрасли. В госкорпорации проект поддерживают. По мнению представителя Ростеха, сегодня уже отработаны и внедрены системы обращения с твердыми бытовыми отходами, а также отходами I и II классов опасности. Аналогично следует поступить и в промышленности, особенно учитывая масштабы накопления мусора.
Николай Журавлёв предлагает отнести к промышленным опасным отходам III-V класса очень разнородные группы, например:
- отходы, образующиеся в результате нефтедобычи в виде шламов, или добычи драгоценных металлов или других полезных ископаемых;
- металлолом, дерево;
- строительный мусор.
Григорий Малютин, владелец московского оператора MGS Group, пояснил, что на сегодняшний день компании самостоятельно собирают и вывозят такой мусор или привлекают сторонних профильных подрядчиков.
В проекте документа говорится, что каждый год российская промышленность образует более 3 миллиардов тонн отходов. Для сравнения ТБО ежегодно образуется только 70 миллионов тонн, а на обращение с ними в бюджете до 2024 года запланировано выделить около 300 миллиардов рублей.
В «Ростехе» заявили, что поскольку львиная доля всего мусора образуется в результате деятельности производств по всей России, то и решить задачу своевременного вывоза и утилизации можно при условии тесной кооперации крупных, средних и малых предприятий, используя уникальные профессиональные компетенции всех участников отрасли.
В своем докладе один из руководителей агентства «АКРА» Максим Худалов оценил ежегодный объём рынка промышленных отходов практически в полтора триллиона рублей.
Ранее «Ростех» уже предпринимал попытки заполучить контроль над направлением промышленных отходов. В конце прошлого года господин Чемезов предлагал заместителю Председателя Правительства Алексею Гордееву, который курировал на тот момент мусорную реформу, создать федерального оператора по обращению с такими отходами на базе госкорпорации.
В конце января этого года Чемезов планировал обратиться с аналогичной просьбой уже к новому кабинету министров во главе с Михаилом Мишустиным. Однако, министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин раскритиковал и выступил категорически против предложения «Ростеха». Глава ведомства назвал инициативу угрожающей развитию малого бизнеса и противоречащей принципам свободного рынка.
В начале апреля сенатор Николай Журавлев выступил с предложением внесения поправок, а уже через 20 дней законопроект был направлен на согласование в профильные ведомства:
- Министерство природных ресурсов и экологии;
- Росприроднадзор,
- Министерство промышленности и торговли;
- Министерство финансов;
- Министерство экономического развития;
- Министерство юстиции.
Как только будут собраны мнения этих ведомств, законопроект направят на рассмотрение Виктории Абрамченко.
Что повлекут за собой изменения
Обсуждаемый проект закона, предлагаемый Журавлевым, устанавливает новую систему обращения с промышленными отходами, которая включает их сбор, хранение, перевозку, переработку и утилизацию. Кроме того, предлагается назначить операторов не только на местах, но и на федеральном уровне, ввести единую территориальную план-схему и информационную систему.
Основные поправки включают:
- Правительство утверждает федерального оператора, отвечающего за промышленные отходы, только после рекомендаций «Ростеха».
- «Ростех» разрабатывает рекомендации по определению тарифной сетки на оплату услуг федерального оператора.
- Производственные компании будут поставлены перед выбором: самим утилизировать образующиеся отходы или подписать договор с таким оператором;
- Федеральный оператор может привлекать локальных операторов, включая 200 компаний, работающих с твердым коммунальным мусором во всех субъектах Российской Федерации.
По мнению главы группы компаний «Чистый город» Полины Вергун, локальных операторов ТБО можно привлекать только при условии отдельной оплаты и только для вывоза и утилизации отходов, не относящихся к классам повышенной опасности. Это может быть строительный мусор. А вот отходы нефтедобывающей или горнодобывающей промышленности должны оставаться в ведении специализированных подрядных организаций. Полина Вергун выразила сомнения относительно формирования единой тарифной сетки, поскольку отходы производства отличаются между собой по составу и типу.
Сенатор обосновал необходимость нововведений, так как сегодня имеет место занижение класса опасности образующегося мусора. Кроме того, внедрение новой системы обращения позволит повысить коэффициент полезности, когда большая часть будет отправлена на переработку, а не на захоронение. Журавлев указал в пояснительной записке к документу, что по сравнению с мировой практикой, Россия в 2-2,5 раза меньше перерабатывает промышленных отходов. Объем вторсырья составляет всего 5-10% от общего количества образующегося мусора.