Правительство Москвы впервые за восемь лет подняло тарифы на вывоз твердых бытовых отходов для населения. Увеличение в 2,2 раза связано с массовой ликвидацией свалок в Московской области и выросшими транспортными издержками. Чиновники обещают, что общая сумма в квитанциях за услуги ЖКХ увеличится не более 5%.
В канун Нового года 27 декабря Сергей Собянин подписал постановление, согласно которому стоимость коммунальной услуги по вывозу твердого бытового и крупного мусора подорожает в два с лишним раза. Ранее москвичи платили 2,34 руб. за 1 м2 общей площади, в 2020 этот норматив составит 5,23 руб.
Причины подорожания
Услуга по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) не выделена в квитанциях отдельной строкой. Она входит в стоимость расходов, затраченных на общедомовые нужды. Расчет относится к планово-нормативным расходам, которые включают список из порядка тридцати видов различных работ, регулярно выполняемых для обслуживания и обеспечения нужд многоквартирного дома. Ставку этих расходов устанавливает столичное правительство, в частности департамент жилищно-коммунального хозяйства.
В этом году этот норматив на 1 м2 увеличился на 2,89 рубля, в абсолютных значениях с 27,60 рубля он вырос до 30,49 рублей (примерно на 10,5%). Как уверяет департамент ЖКХ столицы, помимо подорожания вывоза ТКО, в 2020 году остальные расходы остались без изменений.
Сотрудники ведомства отмечают, что последние два года ставка ПНР была «заморожена» и не индексировалась, несмотря на инфляцию. А в течение пяти лет перед этим, с 2012 по 2017 год, рост тарифа за вывоз мусора увеличился всего на 26 копеек.
Пресс-служба департамента ЖКХ Москвы так сформулировала основные причины подорожания:
- Во-первых, ликвидация и рекультивация подмосковных мусорных полигонов. По данным на конец прошлого года, в области прекратили работу 28 из 39 существующих санкционированных свалок. Таким образом, очищенная площадь насчитывает порядка 300 гектаров.
- Во-вторых, что является логичным следствием первой причины, рост грузоперевозок в связи с увеличением расстояния до места утилизации или переработки.
Как отразятся нововведения на рядовых москвичах
Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» поясняет: «Ежемесячная квитанция на оплату ЖКХ включает два раздела услуг: коммунальные (электричество, газ, отопление, водопровод), общие жилищные (сюда и попадает вывоз мусора) и отчисления на капитальный ремонт».
Увеличение норматива до 30,49 рублей на 1 м2 приведет к тому, что собственник квартиры 45 м2 должен оплачивать услуги компании-оператора в размере 235 рублей 35 копеек (раньше эта сума была 105 рублей 30 копеек), а общий ежемесячный платеж за общие жилищные услуги составит 1372 руб. 5 коп. Дополнительно он должен оплатить электроэнергию, газопровод, водопровод и отопление.
Согласно октябрьскому постановлению за подписью Дмитрия Медведева, стоимость коммунальных платежей по Москве не должна изменяться до августа 2020 года, а во втором полугодии — не более чем на 5 %. Все тарифы коммунальных услуг регулируются на федеральном уровне. А вот цена услуг на содержание дома законодательством не оговаривается, поэтому может расти быстрее инфляции.
Поскольку плата за обращение с ТКО в столице включена в список жилищных услуг, то на неё не распространяется пятипроцентный лимит.
Напомним, что трём городам федерального значения: Москве, Петербургу и Севастополь дали возможность отложить внедрение мусорной реформы, которая началась в январе прошлого года. Столица, в отличие от многих субъектов РФ, включая Московскую область, пока не определила одного локального оператора, который будет нести ответственность за все этапы обращения с ТКО. Именно поэтому в ежемесячных квитанциях до сих пор отсутствует отдельная строка «за вывоз мусора».
Интересный факт: резкое удорожание тарифов в городе Славгород Алтайского края привело к детальному расследованию действий регионального оператора антимонопольным комитетом.
Специалисты аналитического агентства АКРА считают, что московское правительство таким повышением пытается скрыть свои возросшие траты на организацию конкурса и сопровождение государственных контрактов с компаниями-операторами. Кроме того, благодаря такой индексации столичный бюджет получит дополнительный доход в размере двух с половиной миллиардов рублей в год. Это 0,1% годового бюджета Москвы.
Хотя руководитель экологического общества России господин Исмаилов настаивает, что столичные нормативы за вывоз бытовых отходов удерживаются на минимальном уровне, поскольку Москва регулярно получает дотации из федерального бюджета.
На что жалуются мусорные операторы
По заявлению компаний-операторов, на снижение прибыльности повлияли не только закрытые подмосковные полигоны и высокие транспортные издержки, но и внедрение сортировки мусора. С января 2020 года Москва перешла на раздельный сбор ТКО. Во дворах силами операторов были установлены специальные баки для «полезных» и смешанных отходов. Обещанной компенсации затрат пока не поступило.
Отдельных денег стоит перекраска контейнеров и мусоровозов, которые для перерабатываемого вторсырья должны быть окрашены в синий цвет и иметь маркировку. Были введены дополнительные рейсы мусоровозов на перерабатывающие предприятия и сортировочные центры. Раньше одна машины вывозила весь мусор на один полигон, теперь несколько машин едут на разные адреса выгрузки.
Замглавы «Хартии» Михаил Минчаков подтвердил, что бюджет его компании на покупку и подготовку контейнерного парка и техники превысил 250 миллионов рублей. В среднем ежемесячно «Хартия» тратит еще около 20 миллионов на внутрифирменные нужды: зарплату, обслуживание и ремонт техники, погашение кредитов.
Пока все инвестиции в новую инфраструктуру происходят «из кармана» предпринимателей. Правительство города обещало выплатить компенсацию, но способы её получения пока проходят стадию обсуждения.
Пресс-служба объединения московских мусорных операторов «Союзресурс» также отмечает, что существенное увеличение транспортных и топливных издержек возникает именно при переходе на раздельный сбор ТКО. Каждая площадка оборудована несколькими баками для смешанного мусора и только одним для перерабатываемого сырья. Поэтому один мусоровоз вынужден тратить больше времени на сбор всех синих контейнеров на своей линии.
Полигонов становится меньше, их комплектуют современным оборудованием, к их деятельности предъявляют всё больше требований. Это провоцирует удорожание хранения отходов.
Представители столичного департамента ЖКХ подтверждают, что основная часть инвестиций в создание новой инфраструктуры для раздельного сбора ложится на плечи подрядчиков. Они должны быть сами заинтересованы вложить свои деньги сейчас, чтобы заключить долгосрочные государственные контракты с гарантированной оплатой. Эти обязательные условия прописаны как в конкурсных условиях, так и в тексте контрактов.
Отметим, что летом 2019 года глава департамента жилищно-коммунального хозяйства рассказывал о преимуществах вводимой системы сортировки мусора и уверял, что нововведения никак не отразятся на стоимости вывоза мусора.
Великолепная пятерка
Ранее считалось, что Москва «производит» 2,5 млн тонн мусора ежегодно. По текущим прогнозам, только за 2020 год москвичи образуют более 8 млн тонн твердых бытовых отходов.
Сейчас территорию мегаполиса обслуживают пять компаний-операторов, которые подписали с городской администрацией контракты на ближайшие 15 лет. Первое место по объёмам прибыли и масштабам деятельности (госконтракты на сумму 42,6 млрд руб.) занимает «Хартия». Ею владеет сын бывшего генерального прокурора Игоря Чайки. Фирма обслуживает Северо-Восток и частично Восток столицы.
На Юго-Западе и Западе работает «МКМ-Логистика» (40,1 млрд руб.), которую прошлым летом купил другой оператор — «Эколайн» (25,6 млрд руб.), обслуживающий Центр и Север Москвы. Северо-Запад — зона ответственности «Спецтранса» (12,4 млрд руб.), а на Востоке и в Зеленограде компания «МСК-НТ» (21,4 млрд руб.). После окончания срока действия подписанных контрактов в 2029 году, все отходы Москвы будет вывозить единый региональный оператор.