Сергей Собянин через своих представителей предложил делегировать полномочия по перевозке, переработке и утилизации неопасных III–V отходов строительства, сноса и грунтов регионам. Эту инициативу активно поддерживает Региональный экологический оператор (РЭО).
Предложенная мэром столицы инициатива вызвала много споров. Поэтому для детального ее изучения и доработки законопроекта в Госдуме была создана специальная рабочая группа. Об этом рассказал своим подписчикам председатель думского комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. Рассматривать проект закона будут не только депутаты и сенаторы, но также представители отдельных субъектов РФ, профильных ведомств. Также в обсуждениях будут участвовать представители правительства. При группе будет функционировать и экспертный совет, в который войдут представители Торгово-промышленной палаты, отраслевых ассоциаций, Российского союза промышленников и предпринимателей, различных общественных организаций.
В октябре текущего года от столичной мэрии поступило предложение передать ответственность за обращение с мусором III–V классов, который не относится к ТКО, руководству регионов. Впервые оно было озвучено в ходе расширенного заседания комитета по экологии. Схема передачи ответственности и новые правила обращения были разработаны совместно с Российским экологическим оператором. Далее проект передали на рассмотрение в Думу.
Сегодня при решении спорных вопросов чиновники опираются на два закона: «Об отходах производства и потребления» и «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». РЭО и команда мэра Москвы предложили доработать эти документы. На данный момент практически все решения по указанным вопросам принимает федеральный центр. Авторы нового законопроекта предлагают полномочия разделить, отдав большую их часть местным властям.
Новая схема предполагает, что исполнительные органы (или местное управление в небольших населенных пунктах) будут направлять планы по накоплению мусора на следующий отчетный период в РЭО. Центральный орган в течение 2 недель будет рассматривать предложения и направлять их авторам свои рекомендации. В Севастополе, Москве и Санкт-Петербурге проверки проводиться не будут, решение о принятии или отклонении тех или иных проектов в этих городах принимает напрямую правительство. Одним из важных пунктов нового законопроекта является запрет на перевозку неопасных стрйотходов операторам (перевозчикам), не включенным в региональный реестр.
Генеральный директор РЭО отметил важность принятия нового закона. В первую очередь это связано с тем, что на сегодня обращение с неопасными видами строительного мусора практически не регулируется. Так, физическое лицо или компания может передавать их любому оператору, имеющему лицензию. Для вывоза мусора V класса по нынешним правилам лицензия и вовсе не является обязательной.
Денис Буцаев также рассказал, что из-за введения запрета на проверки без предупреждения, выяснить как проводятся работы на частных полигонах просто не представляется возможным. В итоге ситуация с отходами III-V классов остается крайне плачевной. По всей стране массово образуются стихийные свалки, особенно эта проблема актуальна для активно застраивающихся городов. Мусор, образовавшийся после сноса зданий и строительства новых объектов не перерабатывают, чаще всего он подлежит захоронению, но со множеством нарушений.
В новой редакции закона будет четко прописано, как именно нужно перевозить те или иные неопасные отходы, как именно их нужно сортировать, какой объем перерабатывать и каким путем подвергать захоронению. Он предполагает введение норматива веса ввозимого на каждый полигон мусора и использование датчиков ГЛОНАСС. Передача полномочий регионам с обязательным контролем со стороны федерального центра обеспечит больший контроль за транспортировкой мусора, позволит сократить количество несанкционированных свалок и улучшит экологическую ситуацию в отдельных регионах и стране в целом.