Глава «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев заявил о намерении создать в каждом регионе страны специальные площадки, на которых будет осуществляться раздельный сбор строительного мусора, появляющегося после ремонта в квартирах многоэтажек. Недопустимо его попадание в одни и те же контейнеры с твердыми коммунальными отходами (ТКО), ведь из-за него приходит в негодность оборудование мусоровозов, нет необходимости везти такой мусор на сортировку, уточнил Буцаев.
В связи с этим, необходимо создать отдельную систему сбора по подобию, уже существующего в Подмосковье «Мегабака». Часть мусора, включая электронику, автомобильные шины и пр., подпадающую под действие обновленной с 01 января 2024 г. системы РОП (Расширенной ответственности производителя), будут забирать со спецплощадок утилизаторы. Потребителю оплачивать такую услугу не придется. Региональные операторы будут принимать для вывоза строительные отходы и это будет профинансировано в соответствии с их деятельностью, заявил руководитель РЭО.
Также Буцаев поделился опытом ряда зарубежных стран, где для сбора того, чему не положено попадать в общие контейнеры (сюда относятся как отходы, остающиеся после проведенного ремонта, так и ветки, листья деревьев, шины автомобилей, использованные батарейки, печная зола и прочее), организовываются отдельные контейнерные площадки. У населения периодически возникает потребность в избавлении от таких вещей, но региональные операторы не соглашаются их вывозить. Помимо этого, чиновник предложил постепенно ужесточать меру ответственности в отношении лиц, которые продолжат выбрасывать любые виды мусора не в специально отведенные для них места сбора, а в общие контейнеры.
Рашид Исмаилов, занимающий пост председателя Российского экологического общества, пояснил, что в настоящее время весь строительный мусор от ремонта в многоквартирных домах выбрасывается в общие контейнеры. Понятно, что необходимо разделение потоков ТКО и строительных отходов, но для этого необходимо формирование фактически отдельной системы управления. С мнением руководителя согласен его советник Михаил Замарин, являющийся также гендиректором компании «БС Энерго» и общественным уполномоченным по экологическим вопросам Москвы.
С его слов, идея о внедрении процедуры раздельного сбора весьма полезна, но для того, чтобы решить ее в национальном масштабе, потребуется строительство значительного числа соответствующих предприятий, как это было сделано в случае с ТКО. Помимо этого, понадобится создание федеральной схемы обращения строительного мусора, на которой будут отмечены все эти предприятия с указанием потоков. В связи с тем, что данный вид отходов до сих пор официально не унифицирован, по нему не проведено зарегулирование, как, например, по коммунальному мусору, придется с нуля создавать всю инфраструктуру его сортировки, подчеркнул Замарин.
По мнению Сергея Завьялова из «Деловой России» данная идея своевременна лишь для мелкого строительного мусора, выбрасываемого жителями многоэтажек в обычные контейнеры и оплачиваемого исходя из тарифов региональных операторов. А вот крупнотоннажные отходы строительства вывозят грузовики в соответствующие пункты приема для последующей утилизации.
Полина Вергун из общественного объединения «Опоры России» согласилась с мнением Буцаева о необходимости предоставления региональным операторам права вывозить строительный мусор. Но делать это она предлагает не на основании действующих законодательных актов, а посредством заключения соответствующего соглашения и на усмотрение правительства.
По действующим в настоящее время нормативно-правовым актам, за те отходы, которые не являются твердыми коммунальными, региональные операторы ответственности не несут. Их вывозят либо регоператор, либо другая организация, имеющая лицензию, на основании договора, обязанность по заключению которого лежит на отходообразователе.