В Минприроды подготовили сразу два проекта постановлений, которые будут переданы на рассмотрение правительству. Эти документы должны расширить ответственность производителей и импортеров различных товаров за создаваемые ими отходы. Первая часть включает в себя перечень материалов, которые подлежат обязательной переработке, а также рекомендации по их повторному использованию. Второй проект в случае его подписания возложит на организацию «Российский экологический оператор» функции контроля за обращением мусора, который создают производители и импортеры продукции.
Первая часть постановления содержит четкий алгоритм, который позволяет определять, кто должен утилизировать те или иные отходы. Он является крайне важным для отрасли т.к. содержит четки инструкции по обращению с конкретными видами материалов. Также он позволит вывести из тени некоторые бизнес-схемы. Так, сейчас некоторые производители выпускают товар в упаковке из не перерабатываемого материала (например, вспененного полистирола), а в отчетах подают такой же объем бутылок из ПЭТ, которые можно использовать повторно.
В лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС провели опрос среди широкого круга переработчиков. Большинство респондентов отметили простоту использования новой схемы, описанной в постановлении, но обратили внимание, что некоторые предприятия не соответствуют ни одной из категорий. Например, в предложенной схеме не задействованы заводы, работающие с измельченным пластиком. В России работает много легальных заводов, перерабатывающих такой пластик и выпускаемая ими продукция пользуется большим спросом.
Сотрудники президиума ассоциации утилизаторов «Клевер» обратили внимание на то, что предложенный список не всегда ясно позволяет определить кто же является утилизатором, а кто переработчиком. Так, производство пластиковых хлопьев на самом деле не является переработкой вторсырья, как это указано в документе, но лишь его обработкой.
Также несовершенство проекта постановления отметили и предприниматели, занимающиеся макулатурой. Например, в раздел «Упаковка из бумаги» включены далеко не материалы, используемые для этих целей.
Хотя Минприроды и утверждают, что документ был составлен с учетом «наилучших доступных на сегодня технологий», авторы все же готовы внести в него коррективы с учетом конструктивных замечаний участников отрасли.
Глава Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов отметил, что список типов мусора и методов их переработки не сможет существенно улучшить экологическую обстановку в стране, если не будет налажен контроль за образованием и перемещением отходов. В настоящий момент эффективного механизма контроля не существует.
Второй законопроект как раз касается расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (РОП). Его авторы предлагают возложить на «Российский экологический оператор», который сегодня выполняет регулирующие функции, функции контроля. Именно РЭО будет определять является ли компания утилизатором, проверять, соответствует ли метод переработки заявленному в документах.
Сегодня эти функции выполняет Росприроднадзор. Глава Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов отметил, что поскольку именно РЭО выбран исполнителем федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» и оператором ГИС учета отходов от использования товаров, он будет более эффективным контролером за утилизацией, чем Росприроднадзор. Однако он также выразил опасения в связи с тем, что сотрудники РЭО могут не до конца понимать механизмы рынка утилизации.