С таким предложением выступил Российский экологический оператор, призвав ведущих российских ритейлеров перестать паковать фрукты и овощи в 2 или 3 слоя пленки. Этот избыточный пластик сразу попадает в мусорные корзины, а затем на свалки. Переработать его нельзя, а место для захоронения заканчивается.
Борьба с одноразовой посудой и упаковкой продолжается. В прошлом месяце главный Российский экологический оператор провел масштабное независимое исследование в крупнейших сетевых магазинах. Его задача сводилась к оценке основных упаковочных материалов, используемых ритейлерами. Эксперты проанализировали содержимое прилавков «Магнита», «Перекрестка», «Пятерочки», «Азбуки вкуса» и других крупных сетей.
Результаты показали, что свыше 20% фруктов и овощей запечатываются в двух- или трехкомпонентный пластик, который не подлежит вторичной переработке. Практически повсеместно используется ПЭТ и полипропилен, который также не принимают в качестве вторсырья, а отправляют на полигонное захоронение.
Глава РЭО Денис Буцаев отметил, что чаще всего избыточную упаковку используют для фруктов и овощей, укладывая их на картонную или пластиковую подложку и заматывая в пленку. При этом не всегда такие действия оправданы. Буцаев считает, что от упаковки лимонов или яблок можно безболезненно отказаться.
Мясо и птицу выкладывают на вспененный полистирол. Во-первых, его переработка невозможна при наличии остатков пищи, во-вторых, при нагревании выделяется стирол, негативно влияющий на нервную систему. ПВХ пленка выделяет опасный для здоровья хлор, что исключает её применение для пищевых продуктов, но некоторые огурцы были упакованы именно в неё. Цифра 7 на маркировке упаковки готовых продуктов и кулинарии обозначает его неизвестное происхождение, следовательно, непригодность к повторному использованию.
Если исключить продукты, оправданно требующие тщательной и прочной упаковки для перевозки и хранения, то для всех остальных однокомпонентная упаковка будет достаточна для сохранения целостности и привлекательного товарного вида. При этом такой осознанный отказ от избыточного количества подложек и пленки сразу приведет к сокращению отходов на 10%.
Президент поставил четкую задачу снизить долю захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) на полигонах. Уже к 2030 году на перерабатывающие производства и уничтожение должно уходить не менее половины образующегося мусора. Для сравнения сейчас этот показатель составляет только 6%. В среднем в стране за год образуется 65 млн тонн ТБО, из которых упаковка составляет порядка 50%.
Весной 2021 года зампред Правительства Виктория Абрамченко сообщила, что именно упаковка в первую очередь превращается в отходы. Как только товар куплен и вынут из коробки или пакета, они сразу же выбрасываются. Производители и импортеры привлекают покупателей яркими и необычными упаковками, повышая продажи, но они же должны либо утилизировать эту упаковку, заключив договор с соответствующим подрядчиком, либо оплатив экосбор.
На федеральном уровне утверждена концепция расширенной ответственности производителей (РОП). Теперь изготовители и импортеры товаров будут обязаны платить экологический сбор за утилизацию упаковки. Чем выше содержание перерабатываемых материалов, тем ниже коэффициент экосбора, и наоборот. В рамках проводимой мусорной реформы Правительство постановило ввести 100% экосбор с января 2022 года. Собираемые средства пойдут на покрытие затрат на обработку, сортировку и утилизацию тары и упаковки.