Плата за мусор
17.05.2019

В настоящее время в сети интернет появилось множество публикаций, касающихся резкого повышения платы за вывоз мусора, которое затронуло всех, как тех, кто проживает в многоквартирных зданиях, так и владельцев собственных домов в частном секторе. Представленная информация разнообразна и часто противоречива. Попробуем разобраться, что же изменилось с и как это скажется на обычных гражданах.
С начала 2019 года введены новые правила начисления платы за мусор. В целом их суть сводится к следующему. Теперь в квитанциях этот пункт выделен в отдельную строку.
Расчет тарифов производится индивидуально в рамках каждого региона. В среднем по стране цена составляет примерно 100-150 рублей с человека. Если жильцы заключили напрямую договор с регоператором, то ему они будут непосредственно и уплачивать средства. Если этими вопросами занималась управляющая компания, то платить жители домов будут по общей квитанции, а затем УК перечислит деньги
региональному оператору.
Острая проблема
Вопрос утилизации коммунальных отходов всегда был болезненным для властей. Об этой проблеме неоднократно упоминал и сам президент. При этом в майских указах отдельно акцентировалось внимание на необходимости обеспечения до 2024 года эффективного управления отходами и ликвидации несанкционированных свалок.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым с 2019 года начисляется плата за вывоз мусора, был принят в 2014 году. Впоследствии Постановление Правительства №1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами» конкретизировало ряд его положений.
В 2019 году размер платы за мусор в многоквартирном доме обусловлен тарифами, которые теперь каждый регион утверждает самостоятельно. Следует отметить, что рассчитываться она будет именно от количества жильцов, а не от площади жилья, как ранее. В результате в большинстве регионов они повысились. Но реформированием предполагается внесение и более глобальных изменений.
В первую очередь стоит отметить, что теперь решение как осуществлять сбор и переработку отходов, принимается непосредственно регионами. То есть, именно региональные власти должны стать реальными исполнителями реформы. Согласно закону, в их обязанности входит:
- Разработка схем обращения с отходами в рамках региона. При этом они должны были указать предприятия, осуществляющие переработку мусора, полигоны, пути вывоза отходов.
- Разработка мусорной программы для региона, которая могла бы обеспечить эффективную работу с отходами и учитывала бы интересы других регионов и возведение предприятий по переработке ТКО.
- Выбор на конкурсной основе регионального оператора. Им может стать лишь юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Оператор выполняет целый ряд функций: собирает своими силами мусор, обеспечивает его переработку и захоронение. Им же устанавливается и плата за мусор в 2019 году.
Коротко об изменениях 2019 года
В качестве основных изменений, вошедших в силу с 2019 года, следует назвать:
- Теперь городские муниципалитеты не занимаются вывозом отходов. В их обязанности входит предоставление оборудованных площадок для их сбора.
- Данная задача теперь возлагается на региональных операторов, выбранных посредством проведения конкурса.
- Вопросами регулирования тарифов будут заниматься власти регионов.
- С 2019 года на региональном уровне официально вводят сортировку мусора.
- За обслуживание ТКО платят все: жители многоквартирных и частных домов, собственники нежилых помещений, члены дачных кооперативов и пр.
Особое внимание в законе уделяется борьбе со стихийными свалками. Их устранением должны заниматься владельцы участков, на которых они расположены. При отсутствии таковых данная задача возлагается на городские власти.
Проведем небольшое сравнение предшествующих и новых законодательных норм:
- Если ранее оказание этой услуги входило в функцию муниципалитетов, то теперь эта обязанность по договору возлагается на региональных операторов.
- Раньше плата за мусор в Московской области и других регионах устанавливалась ЖКХ, сейчас оператором.
- До этого оплата включалась в общедомовые расходы, сейчас появилась отдельная строка «Услуга обслуживания ТКО», а в некоторых случаях используются отдельные квитанции.
- И еще одним обязательным нововведением стала необходимость сортировать отходы.
В общем, если говорить о жильцах многоквартирных домов, то для них, в принципе, ничего особо не изменилось, помимо нового вида квитанций и того, что суммы в них, возможно, станут больше. Приятный сюрприз в плане платы за мусор может ожидать тех, кто проживает один в большой квартире – их расходы могут уменьшиться, так как расчет теперь основан на количестве проживающих, а не на квадратных метрах.
А вот жителей частных домов и сельской местности перемены затронут больше, ведь раньше за вывоз отходов они не платили.
Как начисляется плата за мусор
Расчет производится по формуле: тариф на одного жильца умноженный на количество официально проживающих в квартире. Тариф в каждом регионе разных и в большинстве случаев увеличился. Повышение обусловлено еще и необходимостью оплачивать переработку мусора.
Чтобы разобраться с этим вопросом приведем пример расчета:
- Управляющей компанией заключен договором с оператором, предполагающий, что оплата с одного человека будет составлять 110 рублей.
- Есть квартира, площадь которой составляет 75 м2, где проживает официально трое людей.
- Согласно формуле: 110 умножить на 3 составит 330 рублей.
- А как было раньше? До 2018 года средний тариф по РФ равнялся 2,5 рубля за м2.
- То есть, ранее семье приходилось платить 187,5 рублей.
- Таким образом, сейчас они переплачивают 142, 5 рублей.
- Ситуация меняется, если в такой квартире официально прописан лишь один человек. Тогда сумма в платежке будет составлять лишь 110 рублей, то есть на 77,5 рублей меньше.
Аналогично рассчитывается и плата за мусор в частном доме. Только размер тарифа может быть другим.
Составляющие тарифа
В 2018 году тариф включал в себя затраты на транспортировку отходов, установку контейнеров и обслуживание пунктов сбора. Это относилось к общедомовым расходам. После нововведений 2019 года к числу общедомовых относят лишь расходы, связанные с обслуживанием мест сбора ТКО (уборка контейнерных площадок) и установкой контейнеров для раздельного сбора мусора. Так как этими вопросами и далее будут заниматься управляющие компании, то и учитывать данные затраты будут в общедомовых.
Появившаяся в платежках новая строка «Услуги по обслуживанию ТКО» включает в себя издержки, которые несет оператор в процессе вывоза ТКО.
- 10% из них составляют затраты на заключение договоров.
- 61% — транспортировка.
- 1% — сбытовые затраты.
- 28% — расходы на осуществление обработки, обезвреживания и захоронения.
Приведенная выше информация наглядно демонстрирует, что в структуре расходов операторов максимальный удельный вес имеет транспортировка. В то же время в ряде регионов большую часть издержек составят затраты на переработку.
Как сэкономить
Людей волнует не только какая плата за мусор, но и то, как уменьшить ее. Тем более что такая возможность есть.
- Если жилец долго отсутствует, к примеру, находится в отпуске, командировке, в стационаре, необходимо представить подтверждающие документы. На их основе проводится перерасчет.
- Определенную выгоду дает сортировка отходов. Это позволяет производить плату за мусор не с человека, а исходя из фактического объема.
Стоит отметить, что раздельный сбор мусора сложности не представляет, а пользу может принести огромную. Жильцы дома сами принимают решение о том, будут ли они применять раздельный сбор, чтобы получить скидку (сейчас это касается лишь бумаги и пластика). По предварительным расчетам экспертов так можно достичь экономии до 50%.
В настоящее время, чтобы популяризировать экологические реформы повсеместно проводят волонтерско-просветительную работу. Но, чтобы в полной мере реализовать сам закон и федеральную программу требуется построить новые мусороперерабатывающие предприятия и полностью загрузить действующие предприятия, использующие вторсырье.