Минприроды выступило с предложением пересмотреть методику расчета нормативов накопления отходов. В ведомстве уверены в целесообразности отказа от фактических замеров и переходу к расчетным показателям. Это может принципиально изменить базовые принципы формирования федеральной схемы обращения твердых коммунальных отходов (ТКО).
Эксперты считают, что применение расчетных коэффициентов и показателей приведет к существенному удорожанию стоимости вывоза ТКО. Ежемесячный счет за такие услуги для рядовых граждан вырастет нем менее, чем в два раза, а для бизнеса — в десять. Проекты документов уже доступны для ознакомления на сайте regulation.gov.ru.
Предлагаемые нововведения заключаются в том, что при разработке, утверждении и изменении федеральной схемы обращения с ТКО теперь будут оперировать не фактической, а расчетной информацией об отходах:
- Вместо поступающего мусора будут использовать термин «планируемый к поступлению».
- Для учета будут применять не «массу» отходов, а «прогнозируемую массу».
Дополнительно рассматривается возможность формирования межведомственной группы, которая под контролем Минприроды будет:
- вносить изменения в федеральную схему в зависимости от действующих целевых значений;
- включать новых участников мусорного рынка;
- публиковать актуальную схему в открытый доступ.
Важно отметить, что разработчики документа ничего не упомянули в пояснительной записке про изменения методики сбора данных.
Причины изменения нормативов
В Минприроды объяснили необходимость перехода на прогнозные и расчетные нормативы удобством планирования будущих периодов, в частности 2024 года. Таким образом ведомство надеется спрогнозировать загрузку объектов «мусорной» инфраструктуры и потребность в новых мощностях.
Ранее генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев оценил потребность в инвестициях в мусорную отрасль в размере 500 миллиардов рублей. В Минприроды согласны с экспертной оценкой Буцаева и уверены, что по результатам государственной экспертизы и проведения изысканий итоговая сумма значительно не изменится. Ведомство уверено в достоверности данных о реальной ситуации в отрасли и объемах образования отходов. Эта информация регулярно поступает от региональных операторов.
Несмотря на оптимизм властей участники рынка, независимые общественные наблюдатели и даже прокуратура неоднократно выражали сомнения относительно адекватности данных, используемых в территориальных схемах обращения ТКО. Региональные операторы в каждом субъекте указывают собственные экспертные оценки, которые в дальнейшем применяются при расчете норматива накопления мусора. При этом методология расчетов неоднородна и может существенно отличаться даже в соседних регионах.
Увеличение объемов отходов имеет значительные выгоды для операторов в частности и регионов в целом. Чем больше перевозимого и перерабатываемого мусора, тем выше тарифы и больше мер государственной поддержки. Поэтому несмотря на задачу перехода к безотходной экономике на деле получается, что все действующие схемы обращения ТКО рассчитаны на увеличение объемов ТКО. Даже статистические данные неоднозначны. Росприроднадзор говорит об ежегодном образовании 45 млн тонн ТКО в России, РЭО называет цифры на 33% выше — 60 млн тонн.
Вторым документом стал проект обновленного порядка расчета нормативов накопления ТКО. В сопроводительном письме разработчики детально обосновывают несоответствие текущих сведений о накоплении мусора реальной ситуации. Предложенная новая методика без выполнения фактических замеров должна исключить появление заниженных или, наоборот, завышенных в отдельных субъектах РФ и объектах отходообразования.
Мнение экспертов
Экспертные наблюдатели крайне негативно высказываются относительно предлагаемых нововведений. Они говорят, что подобные расчеты только окончательно утвердят практику завышения показателей накопления, а следовательно, и тарифов на услуги вывоза ТКО.
Рядовым гражданам и владельцам бизнеса сложно бороться с региональными операторами, доказывая, что объем фактически вывезенного мусора в разы ниже расчетного. При этом законодательство разрешает оплачивать услуги вывоза ТКО не по нормативу, а по факту. Примером может стать Нижний Новгород. Жители многоквартирного дома замерили и подсчитали, что объем накапливаемого на дворовой контейнерной площадке мусора меньше действующего в регионе норматива на 35%. После введения раздельного сбора и первичной сортировки эта разница составила уже 50%.
По мнению Соднома Будатарова из лаборатории ИГСУ РАНХиГС, утверждение подобных документов окончательно закрепят уже на федеральном уровне несправедливые нормативы накопления и тарифные сетки. Уже сейчас суды Пермского края, Курганской и Костромской областей вынесли решения об отмене таких нормативов по причине их недостоверности. Показатели в 2-6 раз превышают реальные объемы, а переплачивать приходится населению и бизнесу. Это не голословные заявления, а результаты проверок прокуратуры и судебных инстанций.
В Союзе отходоперерабатывающих предприятий УрФО считают, что новыми методиками пытаются подменить внедрение цифровизации отрасли. С четким подсчетом накопленных, вывезенных и переработанных ТКО никакие усредненные расчетные коэффициенты были бы просто не нужны. Ежегодный оборот мусорной отрасли составляет 200 миллиардов рублей, поэтому саботаж любых попыток сделать ситуацию прозрачной и объективной будет только нарастать.
По замыслу идеологов мусорной реформы федеральная схема должна представлять собой цифровую модель обращения отходов в России. Весь учет должен быть оцифрован и систематизирован. По мнению экспертов, новые методики будут существенно тормозить реализацию реформы, а также сведут к нулю уже проделанную работу.
Действующий весовой контроль в Подмосковье показывает, что заполненный контейнер в среднем весит 110 кг, что в 4 раза ниже норматива. Контрольно-пропускные пункты уже установлены на всех объектах приема, сортировки и переработки мусора. Выездные замеры также можно организовать. Без фактической информации нельзя достичь поставленных целей по снижению свалок и переходу к экономике замкнутого цикла.