Мусор от офисных и бытовых помещений
20.07.2019

В России активно совершенствуют законодательство, касающееся сбора, вывода и переработки мусора. Выбраны региональные операторы, суммы в платежках увеличились в разы. Пришло время и офисным клеркам задуматься над тем, как и где собирать ТКО, нужно ли сдавать отчетность в Росприроднадзор.
Главная проблема — в отсутствии информации. Официальные лица не спешат делиться комментариями. Инспекторы контролирующих инстанций трактуют нововведения на свое усмотрение. Результат — многотысячные
штрафы, выписываемые малым и средним предприятиям.
О чем заявляют экологи? Что прописано в законодательстве?
Стандартные требования Росприроднадзора можно сформулировать следующим образом:
- в положенные по закону сроки составлять и передавать на проверку отчетность, касающуюся отходов 1-4 классов. Их необходимо правильно учитывать, хранить, размещать и обезвреживать;
- составлять форму 2-ТП для Росприроднадзора;
- направлять на профподготовку лиц, имеющих право обращаться с отходами 1-4 классов.
Осталось выяснить, кто обязан соблюдать эти требования. Изучаем законодательство и определяем, кто и что должен делать.
Офисы и ПНООЛР: вместе или раздельно
За редким исключением офисные здания принадлежат крупным компаниям. Но конкретные кабинеты и этажи арендуются субъектами малого и среднего предпринимательства. Чтобы уточнить, должны ли они разрабатывать ПНООЛР, необходимо внимательно изучить 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В частности, нас интересует ст. 18 и пункты 7 и 8:
- в пункте 7 ст. 18 89-ФЗ указывается, что субъекты МСП обязаны отчитываться перед Росприроднадзором, но только тогда, когда заявленный вид деятельности неизбежно связан с образованием отходов, обязательных к учету. Еще одно требование — объект, на котором ведется деятельность, подлежит обязательному экологическому контролю;
- в пункте 8 ст. 18 89-ФЗ можно прочитать, что отчетность, о которой идет речь в п. 7 данной же статьи, предоставляется в формате уведомления.
Вышесказанное позволяет предположить, что небольшие компании, соответствующие критериям МСП, не обязаны разрабатывать и передавать на утверждение Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Они только составляют и передают в контролирующие инстанции сведения о том, сколько ТКО собрано, размещено или утилизировано, в случае если предприятие владеет объектом, подлежащим обязательному эконадзору со стороны государства.
Обратите внимание! Под надзор попадают не все здания и сооружения, а только перечисленные в Госреестре. Составление документа регулируется «Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Документ обязателен к применению с 23.06.2016. Еще один регламентирующий документ «Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору». Действует с 28.08.2015 года.
Актуальная версия Реестра — на сайте Минприроды РФ. Аналогичные перечни ведутся и на уровне регионов под контролем республиканских или областных подразделений Росприроднадзора. Они же обязаны уточнять, кто и какую отчетность сдает. Например, в Московской области отчитываются все. Численность персонала, обороты значения не имеют.
Как учитывать отходы
Ст. 19 89-ФЗ говорит о том, что учет ТКО возлагается на тех, чья деятельность напрямую связана с обращением с отходами. Регламентируется процедура Порядком и формами, перечисленными в Приказе Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Как показала практика, многие инспекторы Росприроднадзора ошибочно полагают, что абсолютно все юридические лица вне зависимости от вида деятельности и формы собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования Приказа №721. Но, данный законодательный акт необходимо рассматривать и учитывать только в комплексе с п. 1 ст. 19 89-ФЗ. Первичным и приоритетным является именно Федеральный закон. Соответственно, применять Приказ №721 можно и нужно только в тех случаях, если предприятие или организация оказывает услуги по обращению с отходами.
Важно понимать, что большая часть помещений в многоэтажных офисных зданиях не выкупается предпринимателями в собственность. Ответственным за своевременный сбор, накопление, вывоз мусора является собственник здания. Именно он осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами.
Непосредственно арендаторы не обязаны думать, как и где разместить или утилизировать мусор, как его обезвреживать или транспортировать. Это — долг того, кто владеет помещениями и сдает их в аренду с целью получения прибыли.
Отсюда вытекает еще один вывод — на предпринимателей-арендаторов не возлагается обязанность заполнять и сдавать отчетность по форме 2-тп. Основной аргумент в пользу подобного решения — отсутствие накопления мусора. Если предприниматель, занимающий определенное помещение, не занимается самостоятельным накоплением отходов, то и обязанность по сдаче отчетности у него не возникает.
Важно! Чтобы у контролирующих инстанций не возникало даже минимальное желание выписать штраф за несоблюдение законодательства, вопросы, касающиеся размещения, утилизации, сбора мусора лучше уточнить в договоре аренды.
Офисные отходы: классификация
С 2016 года в России действует Федеральный классификационный каталог отходов. В 89-ФЗ в ст. 14 добавлен пункт, говорящий о том, что предприятия не подтверждают класс опасности, если конкретный вид ТКО содержится в Каталоге. Это относится и к мусору, собираемому в бухгалтериях и кабинетах менеджеров. Его относят к одному из следующих кодов:
- 7 33 100 01 72 4. Речь идет о несортированных отходах (крупногабаритный в данную группу не входит).
- 7 33 100 02 72 5. Так обозначается мусор, не представляющий практической опасности для окружающей среды.
Каждая цифра кода имеет свое значение и расшифровку. Последняя — класс опасности ТКО. Если мусору присваивается класс V, составление паспорта не предусмотрено. Если в процессе работы собирается только бумага, и иной мусор аналогичного характера, паспортизация на законодательном уровне не проводится.
На заметку! При определении класса опасности офисного мусора учитываются отдельные составляющие. Если для персонала предусмотрена столовая, не входящая в состав данного конкретного офиса, то из ТКО следует исключить такие компоненты, как пищевые отходы и/или грязная упаковка.
Что делать, если мусор относится к коду 7 33 100 01 72 4? Если внимательно изучить положения ст. 14 89-ФЗ, можно узнать, что определением класса опасности занимается тот, кто этот самый мусор и собрал. В п. 2 ст. 14 содержится уточнение, касающееся отходов, перечисленных в ФККО. Для них не придется подтверждать класс опасности. Если инспектор Росприроднадзора полагает, что класс опасности ТКО определен неверно, он и будет это доказывать.
Если же при проверке сотрудник контролирующих инстанций настаивает на том, что в корзине под столом бухгалтера есть мусор не только V, но и I класса опасности, ему можно предъявить следующие аргументы:
- в помещении перегорела люминесцентная лампа. В соответствии с условиями договора арендатор не обязан самостоятельно заниматься ее заменой. Его задача — своевременно сообщить об этом арендодателю или в управляющую компанию. Утилизация ламп иных опасных предметов — забота собственника помещения;
- компьютеры, принтеры, МФУ эксплуатируются по 10 лет и более. Формально они относятся ко второй амортизационной группе и полностью списываются на затраты за 2-3 года. Но никто не будет на таких условиях обновлять техническое оснащение;
- требование направить сотрудников на обучение обращению с опасными ТКО несостоятельны. Как уже установлено, персонал офисов не накапливает, не обезвреживает и не хранит мусор. Нет обращения — нет обучения.
Кому принадлежит мусор из офисов, кто платит за его размещение
С принятием 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» данный вопрос потерял свою актуальность. Теперь платит за размещение ТКО тот, у кого они собрались. Исключение — наличие договора о передаче отходов специализированному оператору. Он уже и решает, что делать с черновиками и использованными картриджами — перерабатывать, сжигать или хранить на специальном полигоне.
Оператор платит за размещение отходов. Важно понимать, что данный расход будет переложен на конечного потребителя услуги. Плата за пользование помещениями станет выше.
При расчете и начислении платы за размещение офисного мусора необходимо учитывать следующее:
- если под офис арендовано помещение в многоквартирном доме, УК ежемесячно выставляет счета за коммунальные услуги, платить отдельно за размещение не придется. Основание — ст. 16.1 7-ФЗ;
- собственники и арендаторы объектов IV категории опасности не тратят свой бюджет на платежи за размещение отходов и НВОС. Эта обязанность перекладывается на региональных операторов, обязательно работающих во всех регионах с 2019 года.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод — ИП, арендующий 10 кв. метров в бесконечных коридорах офисного здания, не вносит платежи за размещение отходов.
Конечно, остается много вопросов. Арендатор может понятия не иметь, кто накапливает, вывозит и хранит мусор. Главное в любой ситуации — находить ответы, не бояться идти на консультацию к юристу и не спешить соглашаться со штрафами, выписанными Росприроднадзором.