Вывоз мусора в Москве и МО

Ежедневно: с 8.00 до 23.00

Мусор от офисных и бытовых помещений

20.07.2019

В России активно совершенствуют законодательство, касающееся сбора, вывода и переработки мусора. Выбраны региональные операторы, суммы в платежках увеличились в разы. Пришло время и офисным клеркам задуматься над тем, как и где собирать ТКО, нужно ли сдавать отчетность в Росприроднадзор.

Содержание
  1. О чем заявляют экологи? Что прописано в законодательстве?
  2. Офисы и ПНООЛР: вместе или раздельно
  3. Как учитывать отходы
  4. Офисные отходы: классификация
  5. Кому принадлежит мусор из офисов, кто платит за его размещение

Главная проблема — в отсутствии информации. Официальные лица не спешат делиться комментариями. Инспекторы контролирующих инстанций трактуют нововведения на свое усмотрение. Результат — многотысячные штрафы, выписываемые малым и средним предприятиям.

О чем заявляют экологи? Что прописано в законодательстве?

Стандартные требования Росприроднадзора можно сформулировать следующим образом:

  • в положенные по закону сроки составлять и передавать на проверку отчетность, касающуюся отходов 1-4 классов. Их необходимо правильно учитывать, хранить, размещать и обезвреживать;
  • составлять форму 2-ТП для Росприроднадзора;
  • направлять на профподготовку лиц, имеющих право обращаться с отходами 1-4 классов.

Осталось выяснить, кто обязан соблюдать эти требования.  Изучаем законодательство и определяем, кто и что должен делать.

Офисы и ПНООЛР: вместе или раздельно

За редким исключением офисные здания принадлежат крупным компаниям. Но конкретные кабинеты и этажи арендуются субъектами малого и среднего предпринимательства. Чтобы уточнить, должны ли они разрабатывать ПНООЛР, необходимо внимательно изучить 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В частности, нас интересует ст. 18 и пункты 7 и 8:

  • в пункте 7 ст. 18 89-ФЗ указывается, что субъекты МСП обязаны отчитываться перед Росприроднадзором, но только тогда, когда заявленный вид деятельности неизбежно связан с образованием отходов, обязательных к учету.  Еще одно требование — объект, на котором ведется деятельность, подлежит обязательному экологическому контролю;
  • в пункте 8 ст. 18 89-ФЗ можно прочитать, что отчетность, о которой идет речь в п. 7 данной же статьи, предоставляется в формате уведомления.

Вышесказанное позволяет предположить, что небольшие компании, соответствующие критериям МСП, не обязаны разрабатывать и передавать на утверждение Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Они только составляют и передают в контролирующие инстанции сведения о том, сколько ТКО собрано, размещено или утилизировано, в случае если предприятие владеет объектом, подлежащим обязательному эконадзору со стороны государства.

Обратите внимание! Под надзор попадают не все здания и сооружения, а только перечисленные в Госреестре. Составление документа регулируется «Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Документ обязателен к применению с 23.06.2016. Еще один регламентирующий документ «Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору». Действует с 28.08.2015 года.

Актуальная версия Реестра — на сайте Минприроды РФ. Аналогичные перечни ведутся и на уровне регионов под контролем республиканских или областных подразделений Росприроднадзора. Они же обязаны уточнять, кто и какую отчетность сдает. Например, в Московской области отчитываются все. Численность персонала, обороты значения не имеют.

Как учитывать отходы

Ст. 19 89-ФЗ говорит о том, что учет ТКО возлагается на тех, чья деятельность напрямую связана с обращением с отходами. Регламентируется процедура Порядком и формами, перечисленными в Приказе Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Как показала практика, многие инспекторы Росприроднадзора ошибочно полагают, что абсолютно все юридические лица вне зависимости от вида деятельности и формы собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования Приказа №721. Но, данный законодательный акт необходимо рассматривать и учитывать только в комплексе с п. 1 ст. 19 89-ФЗ. Первичным и приоритетным является именно Федеральный закон. Соответственно, применять Приказ №721 можно и нужно только в тех случаях, если предприятие или организация оказывает услуги по обращению с отходами.

Важно понимать, что большая часть помещений в многоэтажных офисных зданиях не выкупается предпринимателями в собственность. Ответственным за своевременный сбор, накопление, вывоз мусора является собственник здания. Именно он осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами.

Непосредственно арендаторы не обязаны думать, как и где разместить или утилизировать мусор, как его обезвреживать или транспортировать. Это — долг того, кто владеет помещениями и сдает их в аренду с целью получения прибыли.

Отсюда вытекает еще один вывод — на предпринимателей-арендаторов не возлагается обязанность заполнять и сдавать отчетность по форме 2-тп. Основной аргумент в пользу подобного решения — отсутствие накопления мусора. Если предприниматель, занимающий определенное помещение, не занимается самостоятельным накоплением отходов, то и обязанность по сдаче отчетности у него не возникает.

Важно! Чтобы у контролирующих инстанций не возникало даже минимальное желание выписать штраф за несоблюдение законодательства, вопросы, касающиеся размещения, утилизации, сбора мусора лучше уточнить в договоре аренды.

Офисные отходы: классификация

С 2016 года в России действует Федеральный классификационный каталог отходов. В 89-ФЗ в ст. 14 добавлен пункт, говорящий о том, что предприятия не подтверждают класс опасности, если конкретный вид ТКО содержится в Каталоге. Это относится и к мусору, собираемому в бухгалтериях и кабинетах менеджеров. Его относят к одному из следующих кодов:

  • 7 33 100 01 72 4. Речь идет о несортированных отходах (крупногабаритный в данную группу не входит).
  • 7 33 100 02 72 5. Так обозначается мусор, не представляющий практической опасности для окружающей среды.

Каждая цифра кода имеет свое значение и расшифровку.  Последняя — класс опасности ТКО. Если мусору присваивается класс V, составление паспорта не предусмотрено. Если в процессе работы собирается только бумага, и иной мусор аналогичного характера, паспортизация на законодательном уровне не проводится.

На заметку! При определении класса опасности офисного мусора учитываются отдельные составляющие. Если для персонала предусмотрена столовая, не входящая в состав данного конкретного офиса, то из ТКО следует исключить такие компоненты, как пищевые отходы и/или грязная упаковка.

Что делать, если мусор относится к коду 7 33 100 01 72 4? Если внимательно изучить положения ст. 14 89-ФЗ, можно узнать, что определением класса опасности занимается тот, кто этот самый мусор и собрал. В п. 2 ст. 14 содержится уточнение, касающееся отходов, перечисленных в ФККО. Для них не придется подтверждать класс опасности. Если инспектор Росприроднадзора полагает, что класс опасности ТКО определен неверно, он и будет это доказывать.

Если же при проверке сотрудник контролирующих инстанций настаивает на том, что в корзине под столом бухгалтера есть мусор не только V, но и I класса опасности, ему можно предъявить следующие аргументы:

  • в помещении перегорела люминесцентная лампа. В соответствии с условиями договора арендатор не обязан самостоятельно заниматься ее заменой. Его задача — своевременно сообщить об этом арендодателю или в управляющую компанию. Утилизация ламп иных опасных предметов — забота собственника помещения;
  • компьютеры, принтеры, МФУ эксплуатируются по 10 лет и более. Формально они относятся ко второй амортизационной группе и полностью списываются на затраты за 2-3 года. Но никто не будет на таких условиях обновлять техническое оснащение;
  • требование направить сотрудников на обучение обращению с опасными ТКО несостоятельны. Как уже установлено, персонал офисов не накапливает, не обезвреживает и не хранит мусор. Нет обращения — нет обучения.

Кому принадлежит мусор из офисов, кто платит за его размещение

С принятием 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» данный вопрос потерял свою актуальность. Теперь платит за размещение ТКО тот, у кого они собрались. Исключение — наличие договора о передаче отходов специализированному оператору. Он уже и решает, что делать с черновиками и использованными картриджами — перерабатывать, сжигать или хранить на специальном полигоне.

Оператор платит за размещение отходов. Важно понимать, что данный расход будет переложен на конечного потребителя услуги. Плата за пользование помещениями станет выше.

При расчете и начислении платы за размещение офисного мусора необходимо учитывать следующее:

  • если под офис арендовано помещение в многоквартирном доме, УК ежемесячно выставляет счета за коммунальные услуги, платить отдельно за размещение не придется. Основание — ст. 16.1 7-ФЗ;
  • собственники и арендаторы объектов IV категории опасности не тратят свой бюджет на платежи за размещение отходов и НВОС. Эта обязанность перекладывается на региональных операторов, обязательно работающих во всех регионах с 2019 года.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод — ИП, арендующий 10 кв. метров в бесконечных коридорах офисного здания, не вносит платежи за размещение отходов.

Конечно, остается много вопросов. Арендатор может понятия не иметь, кто накапливает, вывозит и хранит мусор. Главное в любой ситуации — находить ответы, не бояться идти на консультацию к юристу и не спешить соглашаться со штрафами, выписанными Росприроднадзором.

Комментарии

Нет комментариев!

Оставить отзыв

Вам может быть интересно

21.10.2020

Проблема мусора

Проблема мусора – самая актуальная проблема в мире. В небольшом городе России на свалку ежегодно отправляются сотни тонн отходов. Они загрязняют почву, воду, воздух – и наносят непоправимый вред экосистеме. Люди во всем мире думают над тем, как решить проблему мусора. В этом вопросе есть некоторые успехи, но идеальной формы утилизации отходов еще не найдено.

28.09.2020

Рециклинг

В то время, как в современном мире наблюдается тенденция в сторону перепроизводства товаров первой необходимости, перед человечеством все острее встает вопрос об экологической безопасности. Общество потребления долго не задавалось вопросом сохранения в чистоте своей среды проживания, что привело к массе неразрешимых проблем.

30.08.2020

Медицинские отходы

Природоохранным законодательством РФ предусмотрено обращение с отходами — изделиями и веществами, потерявшими потребительские свойства и вышедшие из использования. И если с производственными и хозяйственными отбросами вопрос действиями решен, то вывоз медицинских отходов подвержена спорам Росприроднадзора и Роспотребнадзора, который рассматривает материальный утиль лечебных учреждений в свете санитарного права.

06.08.2020

Утилизация отходов

Мы живем в эпоху потребления. Чем больше потребляем, тем больше мусора образовываем. Свалки наносят окружающей среде непоправимый вред, а образующиеся при длительном хранении свалочные газы токсичны для человека и животных.

27.07.2020

Расстояние до мусорных контейнеров

Нормативные документы СанПин и СНиП содержат правила и рекомендации по организации контейнерных площадок, включая требования по расположению мусорных баков и их удаленности от жилых домов.

03.07.2020

КПО

Основной задачей мусорной реформы, начавшейся в январе 2019 года, был заявлен переход на новую систему обращения и управления отходами. По планам разработчиков Россия должна перестать складировать и хранить мусор, вместо этого его большую часть следует перерабатывать или утилизировать.

23.06.2020

Обращение с ТКО

Идеологи мусорной реформы, которая началась в январе 2019 года, ставили перед собой задачу изменить существовавшие в России правила обращения с ТКО или твердыми коммунальными отходами. Причина — плохая экологическая обстановка, угрожающая жизни и здоровью граждан, а также наносящая вред окружающей среде.

27.05.2020

Классы опасности отходов

Глобальное ухудшение экологической обстановки на планете привело к необходимости тотального контроля за обращением населения и предприятий с мусором. Разработаны государственные программы по защите окружающей среды, законы, регламентирующие правила сбора, хранения и утилизации отходов.

01.05.2020

Свалка мусора

Предусмотренный законодательством порядок обращения с твердыми бытовыми отходами подразумевает утилизацию мусора на специально отведенных для этой цели объектах. Существуют полигоны, куда уполномоченные организации свозят собранный хлам и ТБО, и где в последующем все ликвидируется или перерабатывается во вторсырье.

28.04.2020

Выносить мусор

Чтобы замедлить распространение эпидемию коронавирусной инфекции, во всех регионах страны власти ввели режим самоизоляции и карантина. Несмотря на схожесть, суть этих понятий принципиально разная.

30.03.2020

Контейнерная площадка

С началом мусорной реформы в январе 2019 года были введены новые требования по содержанию и обустройству контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории.

18.03.2020

КАМАЗ мусоровоз

Российский завод КамАз – признанный лидер по выпуску спецтехники высокой и средней грузоподъемности. Дебютный грузовой автомобиль мир увидел в середине 70-х годов прошлого века, а сегодня их модельный ряд настолько разнообразен, что позволяет выбрать подходящую машину для разных нужд. КамАзы используются для военных и сельскохозяйственных работ, как магистральные грузовики.

Заказать звонок
Оставить заявку
Заказать
Заказать
Районы обслуживания