Минприроды продолжает работу над концепцией расширенной ответственности производителя (РОП). Согласно поручению Президента РФ, окончательная версия документа, содержащего комплекс необходимых мер по совершенствованию данного института должна быть представлена 31 марта текущего года.
В ходе разработки проекта было внесено два важных тезиса. Во-первых, было предложено отменить для населения плату за транспортировку и утилизацию собираемого раздельно бытового мусора. Во-вторых, компании, которые имеют собственные мощности для переработки производственных отходов, снова смогут заниматься этим самостоятельно.
Результаты последнего обсуждения проекта
В четверг 5 марта в Министерстве под руководством его главы Д.Н. Кобылкина состоялось очередное совещание, на котором присутствовали представители бизнеса. Основной целью встречи стала доработка предыдущей версии документа, направленного в правительство в конце февраля. По итогам данного совещания ведомством был подготовлен представленный прессе проект.
В сообщении Минприроды говорится о том, что высказанные в ходе совещания рекомендации сотрудников приглашенных компаний, будут в обязательном порядке учтены при формировании итогового варианта обсуждаемой концепции РОП.
В доработанную версию проекта по результатам встречи включены следующие предложения.
- Снизить, возможно до полного обнуления, расценки на оплату вывоза бытовых отходов, собираемых раздельно. В предыдущей редакции предполагалось лишь некоторое их снижение: оплата транспортировки вторичного сырья должна была составлять менее 50% от предусмотренного за вывоз смешанного мусора тарифа.
- Разрешить имеющим собственную инфраструктуру компаниям самостоятельно производить утилизацию продукции и ее упаковки. Согласно предыдущему варианту рассматриваемого документа такой возможности бизнесу не предоставлялось: экологический сбор были вынуждены уплачивать абсолютно все организации вне зависимости от наличия соответствующих мощностей.
- Стимулировать бизнес на создание своей инфраструктуры для переработки отходов. Предприятиям предлагается зачесть вложенные в формирование необходимых мощностей инвестиции в счет уплаты экосбора. На это им предоставляется два года. Кроме того, уже вложившие средства в закупку требующегося оборудования организации могут в ближайшие пару лет снизить величину уплачиваемого экосбора на потраченную сумму.
- При определении размера ставок учитывать тип утилизируемой упаковки. Для произведенных из вторсырья упаковочных материалов тариф должен быть значительно ниже, нежели для изготовленных с использованием первичных ресурсов.
Обновленная с учетом перечисленных выше мер концепция РОП будет в ближайшее время представлена в Правительство РФ.
Изменятся ли ставки тарифов для населения?
В ежегодном послании к Федеральному собранию в начале этого года президент озвучил поручение разработать «дорожную карту» раздельного сбора ТКО на территории Российской Федерации. Срок подготовки этого документа – 1 июня 2020 года.
К настоящему времени программы, предусматривающие сортировку мусора, уже внедрены в части российских регионов. К ним, в частности, относятся Москва и Московская область, Нижегородская область, республика Мордовия. Тем не менее пока платежи населения и бизнеса несравнимы.
Пока обращение с ТКО обходится населению в 180 млрд руб. ежегодно, в то время как платежи компаний по ставкам экологического сбора обычно составляют всего около 3 млрд руб. в год. По словам министра природных ресурсов, запланированные ко внедрению механизмы РОП должны восстановить справедливость. И после того, как обновленные нормативные акты вступят в силу, обязанность по оплате расходов на утилизацию собранных раздельно отходов ляжет на плечи производственных предприятий.
Снижение ставок для населения и прежде было обещано представителями исполнительной власти. Так зампред правительства области, уже озвучил проекты по снижению суммы платежей за вывоз мусора в Подмосковье на 20%, для объектов индивидуального жилищного строительства. Поддержал идею подобного стимулирования и Илья Гудков, гендиректор «Российского экологического оператора», сообщившего в одном из интервью что наиболее простой стимул звучит так: сортируешь отходы, значит и платить станешь меньше.
Однако некоторые региональные операторы пока ставят под сомнение данные инструменты стимулирования. Ведь на практике оказывается, что вывозя мусор раздельно, эти компании затрачивают больше средств. И сегодня продажа вторичного сырья на переработку еще не покрывает возросших затрат на организацию сбора, на транспорт и сортировку. А в действующих расценках рост расходов итак не учтен. Такую позицию, в частности, озвучил руководитель регионального оператора Самарской области «ЭкоСтройРесурс».
Его поддерживает и председатель комитета по реформированию отрасли обращения с ТКО «Опоры России». По мнению Полины Вергун, на сегодня важна необходимость экономического стимулирования как раз региональных операторов. Они несут дополнительные расходы на транспортировку и только в случае субсидирования этих средств возможны как рост доли утилизации отходов, так и понижение ставок оплаты для населения.
Механизм расширенной ответственности производителя в сегодняшней реальности и что ожидать от внедрения новшеств
Несмотря на то, что с целью стимулирования утилизации производимых товаров и их упаковки соответствующий механизм был внедрен в России в 2014 году, его нынешний вариант оказался нежизнеспособен. Авторы доработанного проекта концепции указывают на тот факт, что предполагалось поступление средств с экосбора в размере около 136 млрд руб. ежегодно. Однако на практике доходы от него составляют всего 2,5 млрд руб. в год. Часть компаний фальсифицирует отчеты, часть – не предоставляет требуемой по нормативам документации.
Сейчас предприятиям предоставлено право утилизации пятнадцати процентов от производимой продукции или упаковки вместо установленных законом выплат. Импорт же под установленные правила и вовсе не попадает.
По мнению Натальи Беляевой, заместителя главы комитета по природопользованию и экологии «Деловой России», некоторые предприятия, хоть и организуют процесс вторичной переработки, не считают себя утилизаторами. Такие производства есть в бумажной, металлургической, кабельной промышленности. Хотя, по словам эксперта, у этих производств есть прекрасный шанс за счет переработки вторичного сырья восполнить затраты на экосборы.
Внимание в обновленной версии концепции уделено и товарной упаковке. Именно она должна стать первоочередным объектом регулирования. Уже с 2021 года производителей обяжут платить за ее утилизацию из расчета сто процентов от принятых нормативов. Но и тут есть спорные моменты, ведь не всегда тип и свойства тары и упаковочных материалов зависят от самих производящих продукцию предприятий. По словам исполнительного директора ассоциации производителей стеклянной тары, техзадание на изготовление этого вида тары составляется предприятием, выпускающим сам товар, на географию распространения которого производитель упаковки повлиять не может.